Определение группы здоровья у детей
6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:
• наличие или отсутствие хронических заболеваний;
• характер функционирования основных функциональных систем организма;
• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
• уровень физического развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.
5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.
Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.
Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.
После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».
На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.
К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.
К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихс
zna4enie.ru
По определению ВОЗ здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие. Согласно этим критериям дети по состоянию здоровья подразделяются
По определению ВОЗ здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие.
Согласно этим критериям дети по состоянию здоровья подразделяются на пять групп.
I группа — здоровые дети, не имеющие заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе.
II группа — также здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, иногда с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний.
III группа — дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1—2 раза в год) обострениями хронических болезней, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными случаями острых болезней, нормальным уровнем функции организма.
IV группа — дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия). Состояние субкомпенсации определяется более частыми (3—4 раза в год) и тяжелыми обострениями хронических болезней, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального состояния различных систем организма.
V группа — дети с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации (с непрерывно рецидивирующим течением и сильно прогрессирующей функциональной недостаточностью органов и систем).
Распределение детей по группам здоровья в процентном отношении: I группа — 12-14%; II группа — 40-60%; III группа — 30-35%; IV-V группы — 0,6-0,8-1,2%.
Эффективность работы медицинского работника в работе с детьми оценивается по уменьшению числа детей, относящихся к III—IV группе, и переводу детей из II в I группу здоровья.
Обновлено: 2019-07-09 23:48:45
medn.ru
Определение группы здоровья школьников
Практические навыки: определять группу здоровья школьников при массовых медицинских осмотрах.
Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, «малой патологии», выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов». Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов: 1 этап – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводит в основном медицинская сестра детского учреждения; 2 этап – обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом детского учреждения; 3 этап – обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ от 19.01.83 № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах», дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья: 1)) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений; 2) функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др.; 3) резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год; 4) уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.
В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья (табл.1).
Таблица 1
Распределение обследуемых по группам здоровья
Группа | Хроническая патология | Функциональное состояние основных систем и органов | Резистентность и реактивность организма | Физическое (ФР) и нервно-психическое развитие (НПР) |
1 | Отсутствует | Без отклонений. Единичный кариес зубов | Острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко | Нормальное, гармоничное ФР. НПР соответствует возрасту |
2 | Отсутствует | Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д. Кариес зубов — субкомпенсированная форма, аномалия прикуса | Заболеваемость частые (более 4 раз в год) и продолжительные (не менее 25 дней) острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. | Нормальное (1 ст.), ухудшенное (2 ст.), плохое (3ст.) или общая задержка (4ст.) ФР. Нормальное или нерезко выраженное отставание НПР |
3 | Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем | Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов — декомпенсированная форма | Заболеваемость — редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания | Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием НПР |
4 | Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем | Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем | Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания | Все степени ФР. НПР нормальное или отстает |
5 | Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума | Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем | Заболеваемость — частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания | Все степени ФР. НР нормальное или отстает |
Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.
Дети II группы здоровья («группа риска») наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности. Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет.
Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями.
По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы, регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания.
Задания по формированию практических навыков:
Определите группу здоровья ребёнка:
мальчик, 5 лет, не имеющий хронических заболеваний, с гармоничным нервно-психическим развитием в соответствие с возрастом, с физическим развитием средним и дисгармоничным, который трижды в течение года перенёс ОРВИ.
девочка, 7 лет, не имеющий хронических заболеваний, с гармоничным нервно-психическим развитием в соответствие с возрастом, с физическим развитием средним и дисгармоничным, который 5 раз в течение года перенёс ОРВИ.
Основная литература:
Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: Медицина, 2003. – С. 30-67.
Дополнительная литература:
Кардашенко В.Н. (под ред.). Гигиена детей и подростков. – М., «Медицина», 1980. – 439 с.
Сердюковская Г.Н. (под ред.). Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. (Методическое пособие, 1993).
Приказ МЗ РФ от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
Приказ МЗ РФ от 19.01.83 № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
studfiles.net
группы здоровья детей | ЮУГМУ, Челябинск
Группы здоровья в структуре комплексной оценки состояния здоровья детей.
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:
I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
— ребенок от многоплодной беременности,
— недоношенность, переношенность, незрелость,
— перинатальное поражение ЦНС,
— внутриутробное инфицирование,
— низкая масса тела при рождении,
— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
— гипотрофия 1-й ст.,
— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
— тимомегалия,
— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
— вираж туберкулиновых проб,
— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
— состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
www.chelsma.ru
Группа здоровья. Медицинские группы здоровья :: SYL.ru
Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, — или, — данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.
Что это такое?
Что же подразумевается под термином группы здоровья?
Группа здоровья – условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых – терапевт.
Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.
Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.
У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых – 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?
Критерии здоровья
Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.
Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:
- Наличие или отсутствие отклонений в период развития и закладки зародыша.
- Уровень и степень физического развития организма, его соответствие принятым нормам для определенного возраста.
- Психическое состояние здоровья.
- Состояние органов и систем организма.
- Наличие или отсутствие врожденной патологии или пороков развития.
Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.
Первая группа
Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).
Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.
Данная категория выставляется довольно редко, особенно взрослым. Чаще всего встречаются дети и взрослые второй либо третьей групп.
Вторая группа
2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.
Для детей подкатегории «А» характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.
2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).
Третья группа
Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).
Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.
Четвертая группа здоровья
Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.
При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.
Группа инвалидности
Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.
У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.
Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).
В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.
Поведение с представителями различных категорий
1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.
Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.
Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.
www.syl.ru
Группы здоровья детей и подростков
Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.
Что такое группа здоровья
Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.
Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.
Критерии определения
Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:
- физическое здоровье, развитие;
- наличие генетических патологий;
- развитие органов, систем;
- сопротивляемость организма внешним факторам;
- психическое, психологическое состояние.

Физическое здоровье и развитие
В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.
Наследственность
При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.
Развитие систем и органов
На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.
Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам
Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.
Психологическое и психическое развитие ребенка
Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.
Распределение детей по группам здоровья
Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.
Группа здоровья | Гармоничность развития | Наличие хронических патологий | Функциональное состояние систем, органов | Резистентность, реактивность |
---|---|---|---|---|
Первая. | Соответствует возрасту. | Отсутствуют. | Без отклонений. | Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания. |
Вторая. | Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения. | Отсутствуют. | Имеются незначительные функциональные изменения. | Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. |
Третья. | Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает. | Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации. | Имеются функциональные отклонения. | Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет) |
Четвертая. | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает | Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации. | Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания. | Частые обострения основного хронического заболевания. |
Пятая. | Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы. | Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности. | Выраженные изменения функций пораженных органов, систем. | Частые обострения основного хронического заболевания. |
Характеристика и виды
Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.

Первая
К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.
Вторая
Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.
Третья
Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.
Четвертая
Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.
Пятая
Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».
Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
- Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
- Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
- Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
- Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Видео
vrachmedik.ru
Наименование отклонения здоровья | Группы | Критические критерии |
Сердечно-сосудистой системы: | ||
Функциональный шум в сердце | II | При отсутствии заболеваний сердца |
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце | II | |
Тахикардия, брадикардия, синусова аритмия, экстрасистолия | II | |
Понижение артериального давления | II | При снижении систолического артериального давления у детей 8 — 12 лет до 80-85 мм.рт.ст., 13 — 16 лет до 90-95 мм рт.ст. |
Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу | III | Снижение систолического артериального давления у детей 8 — 12 лет ниже 80 – 85 мм рт.ст. и 13 — 16 лет ниже 90 — 95 мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др. |
Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу | III | Транзиторные подъемы артериального давления более 140 мм рт.ст. при наличии вегетативной дисфункции — потливости, тахикардии, субфебрилитета, изменений на ЭКГ и др. |
Гипертоническая болезнь | IV | Продолжительные подъемы систолического давления до 150 — 160 мм.рт.ст., уровень лабильный. Диастолическое артериальное давление повышается до 85 — 90 мм.рт.ст. |
Миокардиты | III | Неполная клиническая ремиссия |
Врожденные пороки сердца | IV | Нарушения кровообращения любой степени |
Органов дыхания: | ||
Хроническая пневмония | III — IV | Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем |
Хронический бронхит | III- IV | Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем |
Бронхиальная астма | III- IV | |
Пищеварительная система: | ||
Кариес зубов | II-III | Кариес средней активности -II группа, высокой активности — III группа |
Аномалии прикуса | II-III | Начальные формы аномалии прикуса — II группа, значительно выраженные аномалии прикуса — III группа |
Дискинезия желчевыводящих путей | II-III | В стадии стойкой ремиссии (3года) — II группа, неполная ремиссия — III группа |
Хронический холецистит Хронический гастродуоденит Хронический колит, энтероколит | III- IV | В стадии стойкой ремиссии — III группа, в стадии неполной ремиссии – IV группа |
Гельминтоз | II-III | Без признаков интоксикации -II группа, при наличии – III группа |
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | III | В стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии более 5-ти лет — II группа |
Мочеполовой системы: | ||
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек | II | |
Пиелонефрит хронический | III | При неполной ремиссии функции почек — IV группа |
Крипторхизм | III | |
Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции | II | |
Дисменорея | III | |
Эндокринная система и обмена веществ: | ||
Гипертрофия вилочковой железы | II | |
Увеличение щитовидной железы | II-III | Увеличение щитовидной железы I-II степени I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля) — II группа, железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли — увеличение I Iст. — III группа |
Зоб | III | Увеличение щитовидной железы III степени и более |
Диффузный токсический зоб | III -IV | При среднетяжелой — IV группа |
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) | II | Превышение массы тела на 10 — 19% в связи с избыточным жироотложением |
Ожирение (экзогенно -конституциональное) | III — IV | Ожирение I степени (превышение массы тела на 20 — 29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30 — 40% за счет жироотложения) — III гр. Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) — IV группа |
Кожа: Аллергические реакции | II | Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др. |
Экссудативно-катаральный диатез без выявления экзем | II | |
Экзема, дерматит, нейродермит | III -IV | При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации — IV группа. |
Системы крови: | ||
Преданемическое состоянием (анемизация) | II | Содержание гемоглобина 11,5 — 11,1 г/% или 115 — 111 г/л |
Анемия | III — IV | Содержание гемоглобина 11,0 — 10,8 г/% или 110 — 108 г/л — III группа Содержание гемоглобина 10,7 — 8,0 г/% или 107 — 80 г/л |
Нервной системы: | ||
Астенические проявления | II | Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализация режима и отдыха |
Патологические привычки | II | Привычка грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать губы и облизывать губы и др., непонижающие функциональные возможности организма |
Речевые нарушения (косноязычие) | II | |
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) лабильность | II | Соматовегетативные и вегето-сосудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов) характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности |
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) дисфункция | III | Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями |
Невропатия (врожденная детская нервность) | III | Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность) |
Астено-невротический и церебрастенический | III — IV | Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита. При выраженных клинических проявлениях – IVгруппа |
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость | III- IV | При кратковременных проявлениях – IIIгруппа, при длительных –IVгруппа |
Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности | III- IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения без снижения функциональных возможностей – IIIгруппа, при их снижении –IVгруппа |
Последствие органического заболевания ЦНС или ПНС | III- IV | |
Гипертензионный- гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) | III- IV | |
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга | IV | |
Задержка психического развития и умственная отсталость | III- IV | |
Органы зрения: | ||
Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени | II | Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии 1,0 на каждый глаз |
Миопия средней и высокой степени, астигматизм | III – IV | Гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу |
Аккомодационное косоглазие | III – IV | Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения |
Неаккомодационное косоглазие | III – IV | С учетом степени аномалии рефракции |
Ухо, горло, нос: | ||
Аденоидные вегетации | II-III | Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию — II группа; аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) — III группа; аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) — III группа |
Аденоидит хронический | III | Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания |
Гипертрофия небных миндалин | II-III | При гипертрофии II степени и III степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) — II группа; при гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) -III группа |
Искривление носовой перегородки | II-III | При отсутствии нарушения носового дыхания — II группа; при нарушении носового дыхания — III группа |
Ларингит хронический | III | |
Отит хронический | III — IV | Наружный и средний отит – IIIгруппа гнойный эпимезотимпанит – IV группа |
Ринит хронический | III | Неполная ремиссия |
Синуит хронический | III | Неполная ремиссия |
Тонзиллит хронический | III | Декомпенсированная или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфеб-рилитетом, тонзиллокардиальным синдромом) |
Фарингит хронический | III | Неполная ремиссия |
Тугоухость | II-III | Односторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) — II группа; односторонняя II степени (восприятие шопотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени -III группа; двусторонняя III степени — III группа |
Кохлеарный неврит | III | Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость») |
Физическое развитие: | ||
Общая задержка физического развития | II | Длина тела меньше, чем М-2σ, отставание в уровне развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кости, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутст- вии эндокринной патологии |
Значительны дефицит массы тела | III | Масса тела меньше, чем M-2σ по региональным стандартам (без хронической патологии) |
Опорно-двигательного аппарата: | ||
Нарушение осанки | II | Ассимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая, лордотическая, кифотическая выпрямленная осанка |
Сколиоз II-IV степени | III — IV | Сколиоз II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника — до 10 — I степень; до 30 — II степень) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 — III степень и более 50 — IV степень) — IVгруппа |
Уплощение стопы | II | Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно определяется компенсаторный мышечный валик, линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой. |
Плоскостопие | III | Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы |
studfiles.net